Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Литва потребовала, чтобы Кая Каллас устроила скандал и приструнила Лукашенко

Скандал с литовскими фурами дошел до Брюсселя

1528
На фото: грузовые автомобили на Белорусско-Литовской границе.
На фото: грузовые автомобили на Белорусско-Литовской границе. (Фото: Денис Викторов/ТАСС)
Материал комментируют:

Вильнюс встал в позу жертвы и продолжает нагнетать скандал с Минском из-за литовских грузовиков, которым белорусская сторона якобы не позволяет вернуться в Литву. Дошло до жалобы в Еврокомиссию (ЕК), куда обратились министры иностранных дел и транспорта прибалтийской республики Кястутис Будрис и Юрас Таминскас.

В письме, адресованном еврокомиссарам по иностранным делам и транспорту Кайе Каллас и Апостолосу Дзидзикостасу, они просят «разработать и представить согласованный план действий, направленный на оказание помощи европейским перевозчикам в Белоруссии».

В частности, Еврокомиссия должна потребовать от Минска на уровне ЕС «полного и безоговорочного освобождения европейских перевозчиков и их активов, незаконно удерживаемых на белорусской стороне».

Читайте также
Транзита не будет: Литва сделала Москве и Минску последнее прибалтийское предупреждение Транзита не будет: Литва сделала Москве и Минску последнее прибалтийское предупреждение Чего может добиться официальный Вильнюс, постоянно муссируя тему транспортной блокады Калининграда?

Также министры призывают высших европейских чиновников подключиться к решению проблемы с безопасностью, которую «создают непилотируемые воздушные объекты, в том числе воздушные шары контрабандистов», сообщает литовское агентство BNS.

Вильнюс, в свою очередь, намерен ввести новые санкции против Белоруссии, в том числе в отношении лиц, «ответственных за незаконные полеты контрабандных аэростатов». И призывает ЕС присоединиться к ним.

Отношения между Вильнюсом и Минском обострились в конце октября, когда правительство прибалтийской республики решило в одностороннем порядке полностью закрыть автотранспортную границу с Белоруссией на месяц.

Якобы для борьбы с контрабандой сигарет на метеозондах, которые, по утверждению литовских властей, запускали с территории соседней страны. И из-за которых приходилось закрывать аэропорты. Никаких доказательств при этом приведено не было.

Минск в ответ запретил движение по дорогам страны зарегистрированных в Литве грузовиков и тракторов. После чего на границе с белорусской стороны скопилось более 1,1 тысячи фур литовских перевозчиков.

А поскольку все эти транспортные средства, по словам главы МВД Белоруссии Ивана Кубракова, «были хаотично брошены на обочине и создавали реальную угрозу для безопасности дорожного движения», белорусские власти приняли решение разместить машины на специальных стоянках рядом с погранпереходами. Водителям же разрешили покинуть страну.

Между тем, 10 ноября на совещании в Минске президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск готов к открытию границы с Литвой в течение нескольких часов, хотя не он её закрывал. В то же время белорусский лидер отметил, что все фуры стоят под охраной, и охрана одной машины в сутки обходится в 120 евро. Соответственно, Вильнюс должен возместить потраченные средства.

«Сколько суток будут стоять — умножить на 120 евро, — платите, забирайте автомобили с грузом. Если в ближайшие несколько дней этого не будет сделано, мы примем решение, как МИД заявил, в соответствии с нашими законами. Вплоть до конфискации этих автомобилей», — подчеркнул Лукашенко.

В свою очередь президент литовской ассоциации грузоперевозчиков «Линава» Эрландас Микенас тогда же в эфире национального радио LRT не исключил, что эти фуры, возможно, не будет смысла забирать вовсе. Потому что если конфликт на границе не удастся урегулировать, литовские компании рискуют потерять за тридцать дней 10,56 млн. евро. В итоге литовские власти решили открыть границу 20 ноября — на десять дней раньше обозначенного срока.

Тем не менее, по сообщениям СМИ, проблему с грузовиками решить не удалось. Они пока остаются на месте.

Официальный Минск настаивает на необходимости провести переговоры на дипломатический уровне. По словам Лукашенко, «пусть Министерство иностранных дел наше и литовское встречаются и разруливают эту ситуацию». Но Вильнюс ответил отказом и предпочел искать поддержку в Брюсселе.

Причем, что показательно, к Латвии у литовского руководства претензий нет. Несмотря на то, что основной поток контрабандных сигарет, по признанию главы Службы охраны литовской границы Рустамаса Любаеваса, идет именно оттуда.

Прокомментировать ситуацию «СП» попросила ведущего эксперта Российского института стратегических исследований (РИСИ), политолога Олега Неменского:

— В данном случае мы наблюдаем своего рода международный спектакль, у которого есть вполне конкретные цели. Во-первых, это формирование образа источника угроз из республики Белоруссия. И, в связи с этим, Литве принципиально важно максимально широко на международном уровне заявлять о своих проблемах, чтобы тем самым влиять на общественное мнение не только граждан Литвы, но и других государств.

Так через искусственно созданные проблемы и абсурдные обвинения (в тех же метеозондах), создается образ современной Белоруссии как постоянного источника проблем и угроз для соседних с ней государств-членов Евросоюза. Кроме того, все это используется как повод для постановки вопроса о введении новых санкций. Вводить их как бы не за что, но если раскрутить вот такие искусственные скандалы, то вроде как формируется повод. И Литва выступает как инициатор этих санкций, надеясь на этом еще дополнительно заработать.

Да, санкции бьют рикошетом и по Литве. Но она вполне открыто ставит сразу же вопрос о компенсации со стороны Европы и намерена переложить груз экономических убытков со своих плеч на общеевропейские. При этом себя она позиционирует как активного члена ЕС, который выступает с важными общими инициативами, но нуждается в поддержке из-за опасного соседства.

Читайте также
Николай Межевич: Для одной страны в Литве феноменально много идиотов Николай Межевич: Для одной страны в Литве феноменально много идиотов Вильнюс с 21 ноября остановил транзит российских грузов в Калининградскую область

В целом это все является выполнением заказа Вашингтона по разрушению связей Европы с Россией и с Китаем. В первую очередь экономических связей.

«СП»: Поясните, каким образом?

— Литва тут явно действует в координации с руководством Польши. Польша также создает существенные проблемы для транспортировки в первую очередь китайских товаров через свою территорию. А 90% товарообмена Евросоюза с КНР по железной дороге проходит через Белоруссию и Польшу.

Соответственно, те проблемы, которые создаются на этом маршруте со стороны Польши, вынуждают Китай искать новые пути. Но Литва довольно четко дает понять, что она в данном случае не может быть вариантом обхода этих проблем.

Таким образом Вильнюс и Варшава, выполняя американские требования, действуя вопреки собственным экономическим интересам и интересам всей Европы, создают вполне реальные проблемы для европейско-китайских экономических связей. При этом Литве как раз нетрудно бороться с китайской торговлей, поскольку у неё с Пекином несколько лет как принципиально испорчены отношения.

«СП»: Вы имеете ввиду решение Вильнюса открыть у себя представительство Тайваня, после которого Пекин просто вычеркнул Литву из своего экономического оборота?

— Конечно. И на этом фоне для них это скорее прибыльное дело, так как Литва надеется на привлекательные предложения со стороны США в обмен на все свои старания.

Собственно говоря, это действительно очень рискованная политика, действительно, очень спорная. Особенно с экономической точки зрения. Но это стратегический курс Литвы, и явно что ставить его под вопрос там пока что политически не намерены.

«СП»: Интересно получается, литовцы сами закрыли границу, а когда их попросили оплатить стоянку и охрану их же транспортных средств и груза, побежали жаловаться в Брюссель. Чем, по-вашему, все закончится?

— Вообще-то судьба этих фур евро-бюрократов волнует меньше всего. Их интересует, как представить на международном уровне вполне обоснованные и понятные требования Минска.

А представлены они будут как попытка «коварного и вероломного диктатора» создать проблемы для европейской демократии. Нажиться на их трудностях и т. д. Все это будет подано так, чтобы максимально опорочить и представить в негативном свете руководство Белоруссии. А что там на самом деле происходит в современной Европе, к сожалению, мало кого волнует.

Последние новости
Цитаты
Сергей Караганов

Научный руководитель факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов

Роберт Нигматулин

Академик РАН

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня